Отредактировано:05.10.07 11:49
Богородицу с Младенцем Рафаэль создавал всю жизнь. Как-то он признался своему другу, архитектору Браманте, что писал так много, потому что никак не мог достичь портретного сходства с тем образом Пресвятой Девы, который он увидел в юности…
Едва ощутив в себе живописный дар, он почувствовал неодолимое желание создать образ Девы Марии, но осмелиться не мог. День и ночь дух его трудился в мыслях над заветным образом. Иногда, он внезапно возникал перед взором, то вдруг исчезал снова…
И вот однажды ночью, после напряженного дня, Рафаэль стал молиться прямо во сне и не заметил, как проснулся. Напротив, на стене – неоконченный им лик Божьей Матери блистал кротким сияньем, живой и божественный! «И я прилепился к этому тайному образу, который и сейчас иногда навещает мою душу».
По всей вероятности, это произошло во Флоренции в 1504 году, поскольку именно с этого времени молодой маэстро целых четыре года ни к чему почти не притрагивался, кроме как к созданию своих мадонн. Но лишь спустя десятилетие, взглянув на Сикстинскую Мадонну, он смог сказать, что, кажется, в этой картине есть отблески того удивительного света. Она стала его последним законченным произведением.
Похоронить себя Рафаэль попросил в церкви делла Ротонда, где в древности был Пантеон Агриппы, и поставить над могилой статую Богородицы с Младенцем. Через 313 лет конгрегация художников с позволения Папы решила отыскать его гроб. Помогла Матерь Божья…
Народ давно считал статую Мадонны del Sasso чудотворной. Догадавшись, что это искаженное del Sancio (иногда маэстро звали Санти – по фамилии отца), все поняли, что она и есть та статуя, которую Рафаэль завещал поставить над своей гробницей. 14 сентября 1833 года в присутствии всех находившихся тогда в Риме художников, ученых и литераторов, где были и наши Брюллов, Иванов и Бруни, гроб Рафаэля был вскрыт. Тело его оказалось в полной целости и после осмотра, удостоверенного властями, врачами и нотариусами, было снова торжественно погребено в мраморном саркофаге…
Глядишь на этот образ запрестольный,
И слово замирает на устах:
Молиться хочется невольно,
И слезы копятся в глазах.
Так и влечет в священном восхищенье,
Как папа Сикст, колени преклонить
И, как Варвара, в умиленье
Взор недостойный опустить!
РАФАЭЛЬ да Урбино "Сикстинская Мадонна"
Дрезден. Картинная галерея