Отредактировано:11.02.08 16:53
Эта картина была первой из цикла «Страсти Христа», заказанного Рембрандту принцем Оранским, правителем Нидерландов. Над серией художник работал 13 лет. В ней семь картин. Все они по условиям договора имеют закругленный верх и высоту чуть меньше метра.
За двадцать лет до Рембрандта свое грандиозное «Воздвижение Христа» создал Рубенс. Голландский живописец знал эту картину по гравюрам. Знал он и о том, что принц Оранский - поклонник Рубенса – ждет от него нечто похожее. Но молодой художник предпочел вступить в соревнование. Он не стал делать картину демонстрацией атлетических тел, полностью одев стражников, поднимающих крест. Эти трое заслуживают особого внимания: один из них - солдат-кирасир 17 века, второй похож на портового грузчика, третий, в мягком берете, – сам Рембрандт. Принц, когда ему сказали об этом, был удивлен: «Что за прихоть изображать себя среди палачей?» Советник только развел руками: «Такова его манера».
Ни стражники, ни другие люди, присутствующие при казни, не похожи на злодеев и самых бесчувственных представителей рода человеческого, какими их часто изображали многие художники, чтобы зрители могли спокойно сказать: «Нет это не мы». «[COLOR=red]Нет, это вы, - говорит Рембрандт, - и я среди вас[/COLOR]».
Впервые в этой картине художник применил ставший потом знаменитым эффект «светотени». Рембрандт словно противоречил самой природе живописи. Будто холст, который он взял, был не белым, а черным. И его задачей было не нанести на его поверхность людские тела и предметы, а высветить их из мрака. В «Воздвижении Креста» свет излучает тело Спасителя. Он освещает фигуры палачей и наблюдателей.
РЕМБРАНДТ ван Рейн [COLOR=brown]"Воздвижение креста" [/COLOR] 1632
Мюнхен. Старая Пинакотека