Отредактировано:21.02.08 11:35
На месте, где ныне располагается храм Гроба Господня, Христос был погребён, здесь же произошло величайшее Чудо, а именно – чудо Воскресения. Каждый год в канун православной Пасхи у Гроба Господня происходит схождения Благодатного огня. Его природа для науки пока остается загадкой.
Первые серьёзные научные изыскания у Гроба Господня были проведены императрицей Еленой в IV веке. Экспедиции под её руководством удалось найти точное место распятия и погребения Христа. В четвёртом же веке к установленному месту погребения Иисуса начинаются массовые паломничества. Император Константин решает воздвигнуть над найденной гробницей храм. Его строительство продолжается более десяти лет. На протяжении столетий храм неоднократно разрушался и заново восстанавливался. В основе храмового комплекса пещера. В пещере располагается скамья, на которой лежало Тело Христово. А над этим местом выстраивается особая часовня – Кувуклия – то пространство исключительной святости, которое особым образом оформляет само это место. В притворе располагается камень, с которого, как сообщают Евангелия, Ангел Господень возвестил о Воскресении Христа.
Никто из людей самого процесса Воскресения не наблюдал – ученики и апостолы видели уже воскресшего Спасителя. В запечатанной пещере была только Плащаница, и она на своём языке запечатлела образ Воскресения. Для физики самая интригующая проблема – механизм возникновения этого образа. Исследования показали, что никакой естественный механизм не может дать все те характеристики, которые мы наблюдаем на Плащанице. Если предположить, что в момент Воскресения та энергия, которая оставила след на Плащанице, не распространялась, а хранила себя в своих границах и выглядела наподобие огненного тела, то только тогда мы сможем на количественном уровне объяснить, почему на Плащанице остался след.
О первой встрече воскресшего Иисуса Христа с человеком пишет апостол Иоанн. Это была Мария Магдалина. Мария сперва не узнала Христа, признав в нём садовника. Как это объяснить? По всей видимости, процесс преображения Тела Иисуса Христа не был мгновенным, а продолжался какой-то промежуток времени. Поэтому Христос не мог покрыться Плащаницей - она продолжала бы тлеть на нём. И вместо одежды он в руках держал зелёные ветви, смоченные утренней росой. Когда Мария Магдалина, узнав Христа, попыталась к Нему прикоснуться, то Господь её останавливает странными словами: «Не прикасайся ко мне, ибо Я ещё не взошёл к Отцу Моему!». То есть Христос говорит о каком-то процессе, который в данный момент совершается.
Если Огонь Воскресения не распространялся по законам физики, считает физик Александр Беляков, то весьма вероятно, что это особый огонь – тот, о котором мы неоднократно читаем в Священном Писании. Огонь, который, вероятно, явился пророку Моисею в Неопалимой Купине, которым Бог вёл народ израильский из египетского плена в виде огненного столпа. Вероятно, это тот огонь, которым Божья Сила явилась пророку Илие и вознесла его на небо. Наконец, в Новом Завете мы читаем о схождении Духа Святаго на апостолов в виде огненных языков.
Как знак события, к которому мы приближаемся, того события, которое стоит перед нами не в прошлом, а в будущем – нашему собственному воскресению на Пасху – каждый год в храме Гроба Господня возгорается Благодатный огонь.
Это без преувеличения самое знаменитое христианское Чудо, рассказывает историк Лидов. Каждый год в канун православной Пасхи люди берут этот огонь в особых лампадах и несут его по всему христианскому миру. Само устройство храма Гроба Господня сделано с учётом этого важнейшего религиозного события. В большой ротонде Воскресения никогда не было купола, а всегда было отверстие – круглое окно. Через это окно и проходит тот Божественный Свет, который нисходит в храм с небес. О чуде Благодатного огня мы впервые узнаём только в IX веке, причём из арабского источника. В нём описываются разные чудеса мира, в числе прочего говорится и о чуде, происходящем в Иерусалиме. В том же столетии схождение Благодатного огня описывается латинским паломником, который уже говорит о схождении Благодатного огня как об устойчивой традиции.