24 марта 1656 года в Парижском монастыре Пор-Рояль произошло невероятное событие, о котором рассказывает Расин. В школе при обители воспитывалась дочь старшей сестры Блеза Паскаля – Маргарита. Девочке было одиннадцать лет, и она страдала жутким заболеванием – слезоточивой фистулой. «Эта фистула полностью разъела кость носа и пробуравила нёбо, левый глаз стал совсем маленьким, а соседние с ним части лица так исказились и так болели, что нельзя было прикоснуться к голове Маргариты, не причинив ей сильной боли». Врачи не знали, что делать. Лекарства только увеличивали боль, и тогда было решено провести «огневую операцию». Отец не хотел соглашаться с такой пыткой для своего ребенка, но его убедили, что это последний шанс.
Накануне прижигания, во время вечерни, когда сестры по обычаю целовали хранившийся в монастыре шип Тернового венца, наставница посоветовала страдалице приложить святыню к глазу. Та послушалась и, вернувшись в келью, почувствовала, что боль исчезла.
Случившееся взволновало общественность; правительство и Церковь учредили специальную комиссию из медицинских светил, которая полгода собирала показания и пришла к выводу, что внезапное исцеление маленькой Перье не имеет научного объяснения. Верующие были воодушевлены, но особое впечатление случай произвел на дядю Маргариты. Блез Паскаль даже изменил свою печать – на ней появился Терновый венец и новый девиз: «Знаю, в Кого уверовал».
В 16 лет он стал автором "Опыта о конических сечениях" – сочинения, сравнимого с работами Архимеда, сделал открытия в теории вероятностей и алгебре, разработал теорию воздушного давления, гидростатики. В девятнадцать, чтобы помочь отцу считать пошлины и налоги, изобрёл механический калькулятор – арифмометр.
Паскаль, с его математическим умом, считавший до этого, что духовная жизнь состоит из одних традиций и обрядов, был настолько очарован красотой и стройностью христианской мысли, что сам, горячо и вдохновенно, начал проповедовать среди родни. Чудо с племянницей подвигает Паскаля на главный труд его жизни - «Апологию христианства», или «Мысли». Можно сказать, что это духовная автобиография великого ученого, которой он делится с доброжелательным читателем-атеистом, образованным, ищущим, любящим Истину, чтобы помочь обрести ему веру, как некогда он обрел ее сам.
Должно быть, самый известный фрагмент этого неповторимого богословского и философского произведения представляет собой пари, которое Паскаль предлагает неверующему собеседнику: «[COLOR=darkblue]Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть. Если выиграете, вы выиграете все; если проиграете, то не потеряете ничего. Поэтому, не колеблясь, ставьте на то, что Он есть[/COLOR]». Это первый шаг, но потому он и труден.
Некоторые говорят: «Если бы я увидал чудо, я бы уверовал». Как могут эти люди уверять, что сделают то, чего не знают? Они воображают, что вера заключается в поклонении Богу, который как будто делает из этого предмет торговли и как будто веровать и поклоняться Богу следует так, как они воображают. Уверовать в Бога значит признавать себя ничтожеством перед этим вечным Существом, которого мы столько раз гневили и который, по всей справедливости, может каждую минуту нас уничтожить; необходимо сознаться, что без Него мы бессильны, что, кроме немилости Его, мы ничего от Него не заслужили (Блез Паскаль, «Мысли»).
ГОД БЛАГОДАТИ 1654. Понедельник 23 ноября день святого Климента папы и мученика и других мучеников. Приблизительно от десяти с половиною часов вечера до половины первого ночи. ОГОНЬ. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, но не Бог Философов и ученых. Уверенность. Уверенность. Чувство, Радость, Мир. Радость, Радость, Радость, слезы радости. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я разлучился с Ним. Я бежал от Него, отрекся, распинал Его. Да не разлучусь с Ним никогда! Навеки в радости за день исполнения долга на земле. Да не забуду заповедей Твоих. Аминь ([COLOR=darkblue]Из свитка, зашитого в камзол Паскаля и обнаруженного после его смерти[/COLOR]).