Отредактировано:24.10.09 10:26
Контрманипуляции
В психологии манипуляция - вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения партнера по общению к совершению определенных действий. Самая известная манипуляция - это вызов другому: "А слабо тебе..?" Бросив его, можно подтолкнуть человека к действию, которое тот и не собирался совершать, ни на работе, ни в быту. Казалось бы, все эти "слабо" должны были закончиться еще в глубоком детстве. А нет! В детстве были дурацкие и глупые "слабо", а с возрастом они становятся только изощреннее...
Самый известный пример конфликтогенной ситуации "руководитель - подчиненный" - это манипуляция "Обезьяна на шее". Предположим, подчиненный обращается к начальнику со следующим вопросом: "Вы поручили мне достать автокран. Его можно достать там-то там-то, но не с моим авторитетом (здесь ключевое слово - авторитет, а не должность, и это важно!) к ним обращаться. Вот если бы вы пару слов сказали... Вот телефон их начальника". Польщенный шеф (авторитет!), естественно, соглашается: "Ладно, я решу этот вопрос". На следующий день подчиненный заглядывает в кабинет с видом полной покорности и просящим тоном интересуется: "Ну как, позвонили, решили?" Занятый текучкой руководитель машет на него:
"Иди, работай! Позвоню, решу". Через некоторое время подчиненный снова интересуется, решен ли вопрос. Стоп!
Что же это произошло? Роли поменялись: исполнителем стал руководитель, а контролирующим - подчиненный. Со стороны подчиненного уважительное отношение дополняется беспомощностью, обращающейся за покровительством. Вот так, подыграв самолюбию начальника, подчиненный спровоцировал его на покровительственную позицию, которая в данном случае означает выполнение за подчиненного его работы.
На управленческом жаргоне поручение, висящее на исполнителе, называется "обезьяна на шее". Можно сказать, что в описанном случае "обезьяна" перескочила на шею начальника.
Манипуляция "Меня рвут на части"
Сотрудник охотно берет на себя много поручений, в том числе и общественных, но когда от него пытаются получить какой-то конкретный результат - ссылается на перегруженность, перечисляя все, что на него "навалено".
Некоторые поступают так не до конца осознанно, искренне считая, что отдаются работе до конца.
Манипуляция "Казанская сирота". Манипулятор держится подальше от руководства, чтобы сослаться на то, что им не руководили, никто ему не помогает, никто его слушать не хочет и т. д.
Манипуляция "Дитя на работе". Эту манипуляцию разыгрывают некоторые работники, прикидываясь бестолковыми. Про таких говорят: быстрее самому сделать, чем ему что-то объяснить, да еще и переделывать придется. Типичные высказывания манипуляторов этого толка: "Я не профессор", "Я слабая женщина".
У нас на работе - три Наташи. Есть одна такая девушка - "дитя на работе": ей почти сорок, но благодаря тому, что она ведет себя описанным выше образом, у нее даже прозвище определенное есть - "Наташа маленькая". И речь - не о росте. Речь именно о том, что этой девушке постоянно нужно что-то объяснять и чему-то учить. Иногда некоторым из нас кажется, что она действительно прикидывается. Непонятно, зачем это нужно человеку. Неужели приятно слыть такой неумехой?
Манипуляция "Жалко?". Один спрашивает другого: "Как у тебя с деньгами, нормально?" - "Да вроде нормально". - "А я на мели. Одолжи до зарплаты, продуктов не на что купить".
Однако представим, что просящий однажды уже подводил кредитора - очень долго не отдавал долг. Поэтому желания вновь одалживать ему нет. В данном случае отказать - проявить жестокость, ведь представляется возможным сделать доброе дело. Отказать в этом случае означает неминуемо создать себе плохую репутацию. Налицо манипуляция со следующим механизмом: подготовительный этап, чтобы получить нужную информацию, и второй этап - "предоставить" другому возможность оказать покровительство и помощь.
Конечно, есть защита от любой манипуляции, в том числе и от этой. Например, в данном случае полностью нейтрализует манипуляцию ответ "западного" типа: "Это твои проблемы, каждый должен планировать свой бюджет". Сложно дать такой ответ по нескольким причинам:
1) это конфликтоген - замечанием отвечать на просьбу о помощи;
2) противоречит нашей традиции взаимопомощи;
3) перескакивание с предложенной позиции на другую требует решительности, которой не всегда хватает в силу предыдущих двух обстоятельств.
Манипуляция "Толстокожий". Ученик не хочет сидеть на уроках некой учительницы. Но просто пропускать уроки - вызовут родителей. Тогда он решает использовать невоздержанность учительницы на язык: когда она выведена из себя, может обозвать.
Ученик с начала урока начинает "доводить" ее. Она делает ему замечание, другое, третье. А так как до него "не доходит", она начинает давать ему нелестные эпитеты, а поскольку он "толстокожий" и не реагирует, то по закону эскалации конфликтогенов она доходит до оскорбления. Тут манипулятор с шумом поднимается: "Я не намерен терпеть оскорбления" - и покидает класс, точно зная, что учительница не будет на него жаловаться (сама опустилась до оскорблений). Ну, так можно пропустить и еще несколько уроков.
(продолжение в комментариях)